У нас спутаны мысли, чувства, нет чёткости желаний, постоянства устремлений и так далее.

Category: БЛОГTag:

Мы не можем ни в себе разобраться, ни в мире, поэтому остаётся только предъявлять претензии всем и вся. Почему? Да потому что менять самого себя никто не хочет. Это подвиг. Где герои? Кто начинает с себя? Как говорил преподобный Серафим Саровский: «спасающихся мало, потому что решимости мало». Как говорил Иисус: «Не обвиняйте, чтобы не быть обвинёнными, ибо в какой вине обвиняете, в такой и вас обвинят, и какою мерою мерите, такою и вам отмерят. Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь? Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу? Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.» (Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 1-5).

«Менять себя» означает — обратить внимание на себя, а не на других. Т.е. не раздавать советов другим как им жить, не оценивать действия других, не распускать слухов, не обсуждать людей за их спинами, не искать виноватых, не пустословить, а заняться только своим реальным полем ответственности и смиренно делать своё дело, улучшая себя в нём. Без гордыни, без зависти, без суеты, соблюдая Закон.

Вот притча о талантах (найдите в Евангелие) — хозяин уезжает, и одному рабу дал десять талантов, другому пять, третьему — один, а потом спросил отчета: как кто распорядился тем, что ему дано? Если мы хоть чуть-чуть именно таким образом будем относиться ко всему, что у нас есть (к здоровью, к богатству, к способностям, к каким-то материальным ценностям), понимая, что это нам дано не просто для того, чтобы нам было хорошо; а дано, чтобы мы грамотно распорядились этим, и за распоряжение этим мы будет нести ответ. Как говорится: Бог дал — Бог взял. Почему взял? Распоряжался плохо… скорее всего, хотя пути Господни неисповедимы.

Теперь представьте, вы — среднестатистический человек, и вам даётся, допустим, 10 миллионов рублей, приличная сумма для обычного человека. Распоряжайся! Вот тебе год на это, а я потом, через год, с тебя спрошу. Возьмётесь? Ну, допустим — да. А 10 миллиардов возьмёте? Если человек никогда ни за что не брался, он может сказать: «А-а, я за всё возьмусь, дайте только. Потому что я хочу вот это, вот это и вот это». На самом деле, как это ни удивительно, Господь каждому даёт столько, чем человек может распорядиться.

Когда мы смотрим на людей во власти — муж, начальник, депутат, президент и пр. Что мы думаем? Что мы говорим? -«Глава Центробанка — она же совсем ничего не соображает! — Да, она ничего не соображает, да! -Вот я бы сделал всё совершенно по-другому! И лучше в сто раз». Мы почему-то все хорошо знаем, что надо делать патриарху — в чём он прав, в чём он не прав… Мы прекрасно знаем, как надо действовать президенту. А уж на уровне города или района, так мы же точно знаем, как надо поступать. И осудить их всех, конечно, начальствующих на разных уровнях. То есть почему-то мы подспудно думаем, что там, во власти, они либо дураки, ну, то есть как бы неумные («я умнее»)… либо гады, либо воры… То есть почему-то не лучшие, а худшие. На самом деле… Как только тебе даётся хоть что-то, то ты понимаешь какие там реально идут процессы, какие проблемы и соблазны… В верхах человек вынужден совершать такие компромиссы с совестью, он вынужден такую боль причинять себе и людям, после которой никакой литр выпитой водки и никакие бани с проститутками уже не способны будут это всё как-то утолить, потому что ответственность колоссальная.

Есть как бы такой момент, что мы такие умные, такие честные, и такие ответственные до тех пор, пока нет реальных этих проблем, соблазнов и искушений, и мы живём в своём маленьком мире, где и в нём то разобраться не можем. Зато знаем как лучше поступать президенту.

Выкиньте иллюзии по поводу себя, и вообще по поводу людей. Если ты кичишься тем, что жене не изменял… значит, в общем-то, и не предлагали по-настоящему. Если ты банк до сих пор не ограбил, то, в общем-то, возможности просто не было. «Я взяток не беру!» — «Так вам никто и не дает, собственно!»

Недовольство властью: президентом, начальником, мужем — это просто гордыня и зависть. Посему, чтобы время не тратить, ни своё, ни чужое — смиренно закроем рты, и каждый пусть занимается своим полем ответственности: жена — своим, работяги — своим, менеджеры — своим, начальники — своим, президенты — своим. Если воспитаете себя порядочно и суждено вам будет командовать, но не по прихоти горделивой, а по принципу служения, т.е. по принципу самопожертвования — тогда у власти встанет достойный человек, служитель народа, а не очередной вор. А если вы — вор, и дети ваши — воры, то и во власти будут воры. Начинайте с себя!

Историческая справка. Иван Третий, первый государь Всея Руси. Великий князь, который поборол усобицу. Он принял державный герб — собственно, двуглавый орел. Женился на византийской принцессе, правил несколько десятилетий. Стабильность. Наконец было преодолено иго, стояние на Угре, Русь ожила. А он уже старый. И у него есть внук от первого брака и сын от второго брака. И за каждым из них — партия, и каждый из них хочет во власть. Во власть не для того, чтобы служить народу, а для того, чтобы просто властвовать и ощущать себя «великим просто так». И государь понимает, что он-то уже стар, и сейчас Русь опять начнут раздирать. И кого-то надо убирать. Вот просто буквально, физически надо убирать. Если мы почитаем эту историю, то мы увидим, как он мучился. Он сначала сына убрал, а внука венчал на царство. А потом, когда София Палеолог (в будущем — бабушка Ивана Грозного), та самая византийская принцесса, однозначно дала своему венценосному мужу понять, что она точно не успокоится, то он вынужден был буквально физически заморить голодом своего внука. То есть Вы хотите такого выбора? Или просто — Вы хотите быть командиром взвода, когда Вам нужно двоих оставить с пулеметом прикрывать отход, зная, что они там точно умрут? То есть любая власть… не только «административная власть». Любая… Это тяжёлый мучительный выбор. И этот выбор — НАДО УВАЖАТЬ, МИРИТЬСЯ С НИМ И ВЫПОЛНЯТЬ ЕГО. Вы говорите: «Я распоряжусь возможностями, я распоряжусь средствами». Вы должны понимать, что Вам придётся идти по трупам.

Саша Эскобар. Барселона, ноябрь 2017.

Часть материалов и мыслей взята из беседы Максима Первозванского в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Протоиерей Максим Первозванский — клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала “Наследник”.